Школа – храм знаний! (история Шингак-Кульской школы)

Натолкнулась в интернете на объявление об организации Шингак-Кульской школой юбилейного вечера с приглашением выпускников. Вдруг стало интересно, с какого времени существует школа, как она была организована, чем жила? Ведь до этого никогда об этом не задумывалась! Не откладывая в долгий ящик, стала читать все, что написано о школе в справочниках, энциклопедии, выпускниками в социальной сети, комментарии к фотографиям, подняла свои фотоальбомы, подала запрос в Центральный национальный архив республики, обратилась с письмом в отдел образования Чишминского района, посетила школу, встречалась со старожилами, выпускниками. Вероятно, с возрастом больше понимаешь, что старшее поколение не только настоящее, а это и корни, которые уходят в прошлое!

Это не первая моя исследовательская работа. В печати был материал о Юматовском техникуме, его коллективе, ступенях его развития, достижениях. К 70- летию Победы в Великой Отечественной войне вышла большая статья об эвакогоспитале № 2577для раненых с повреждением опорно-двигательного аппарата на базе санатория Юматово и Юматовского техникума. Недавно собрала и обобщила материал о Юматовском детском садике «Дюймовочка».

А это статья уже о Шингак-Кульской школе, возраст которой более века! И вот что у меня получилось! Надеюсь, будет интересно широкому кругу читателей; ведь мы все «родом из детства, из школы». Да и в истории нашей школы многие увидят свою историю

Школьные годы чудесные!

Нахлынули воспоминания, ведь без малого 50 лет, как мы, 10 «б» окончили эту школу(1969г.). 9 лет учились в старом деревянном здании, с печным отоплением, без актового и спортивного зала. Физкультуру проводили в коридоре, где были и козлы, и шест, и канат для лазания, и кольца, и перекладина, и маты. Наш любимый учитель физкультуры Кузьма Ильич Гуслистый добивался, чтоб каждый из нас выполнял все упражнения на всех спортивных снарядах. Как бы страшно не был прыжок через «козел», но мы его перепрыгивали! И подтягивались, и лазали по канату, шесту, выполняли кувырки на матах и многое другое! Живые игры проходили на улице, а как любили ходить на лыжах! Не помню, чтобы были освобожденные от физкультуры!

 

Помню уроки русского языка и литературы Станислава Николаевича Савченко, который учил грамотно писать, а главное понимать произведения, анализировать их. Приходилось много читать, писали сочинения, изложения, научились излагать свои мысли, рассуждать, и даже давать оценки героям, событиям.

Александра Кирилловна Куранова - наш классный руководитель, историк. В 9 классе проводили масленицу (тогда это не было всенародным праздником), пекли блины в подсобном помещении, на большой печи, для чего заранее подготовили дрова, пели песни, а главное было - катание на лошадях! В памяти атеистический вечер с частушками, в то время атеистическое воспитание было сильное. С Александрой Кирилловной были и на «Культстане», так назывался оздоровительно – трудовой лагерь с проживанием в палатках на берегу р. Удряк, где наряду с работой на совхозных полях по уходу за овощами, купались, загорали, выпускали газеты, устраивали концерты, готовили еду, мыли посуду, учились жить самостоятельно, без родителей.

Недавно была в гостях у Александры Кирилловны, о своих выпускниках говорит с теплотой. Очень много интересного рассказывала о своем детстве. Дедушка Мельников Николай Иванович – участник русско-турецкой и гражданской войны. У родителей большой дом, пчелы, скот, утварь, отец был раскулачен и заселен в Осиновый лог Нуримановского района, затем его реабилитировали, но Александре пришлось учиться в лагерной школе. Больших трудов стоило получить разрешение комендатуры на обучение в институте учителей города Уфы, с первым послевоенным набором. в основном участников войны. Такая жизненная закалка была хорошим «учителем». Можно продолжить повествование об одном из старейших преподавателей школы, но уже в другой статье! 26 апреля 2018 года, ей исполняется 90 лет!

В годы нашей учебы завучем была Евдокия Фоминична Стоцкая. Хоть уроков у нас не вела, мы все ее знали, уважали, и даже побаивались! Всегда требовательная, строгая, четко организовывала и вела школьные «линейки», а главное весь учебный процесс! Вот что пишет выпускница Татьяна Пруденко (Вдовина) «таких как она - нет сейчас, ее даже вечерники боялись, и все уважали!»

Сейчас понимаю ее (Евдокии Фоминечны) важную роль в организации учебного процесса и качестве обучения! (мне и самой пришлось «примерить» роль завуча в Юматовском техникуме).

Уроки физики проходили в старой школе в подсобном помещении, но лаборатория была настоящая, много всякого оборудования, приборов, почти на каждом уроке проводили разные опыты с учительницей Валентиной Ивановной Казаровой.

Также были у нас занятия в столярной мастерской, где всегда не хватало тепла, здесь мы что-то выпиливали, строгали, изготавливали простые деревянные изделия. Так же помню, ходили на уроки по металлу в мастерскую возле железной дороги, учились по очереди работать на токарных станках. Труду учили нас Николай Васильевич Беляков и Алексей Иванович Сорокин! Было и машиноведение с учителем Николай Харлампиевичем Падалко, на школьном тракторе осваивали вождение, нам это нравилось. Нас, девочек, на уроках домоводства учили кроить, шить, кулинарным хитростям. И еще много всего интересного!

Вспоминаю курьезный случай. Как -то летом выехали на экскурсию на озеро Аслыкуль с Н.В.Беляковым. Загорали, купались, готовили еду у костра, слушали истории об озере. Долго сидели у костра, пели песни, веселились. Не могли угомониться и в палатке, все продолжали смеяться. Николай Васильевичу никак не удавалось нас успокоить. В один момент, чувствуем, палатка упала прямо на нас! Таким образом, вытащив колья, удалось учителю успокоить своих неугомонных питомцев!

Не могу не вспомнить о пионерском костре в честь дня Пионерии 19 мая! Заранее все классы собирали много хвороста, кострище выкладывали в виде Звезды! В сумерках вся школа собиралась на праздник. Учителя, ученики пели песни, играли, проводили конкурсы! А играл на баяне Леонид Егорович Нестеров, большой талант и добрейший человек!

В социальных сетях нашла такую запись выпускницы Светланы Милютиной (Плисецкой) «Красивый был праздник у реки Удряк. Разжигали большой костёр. Танцевали вокруг, пели. На баяне играл Леонид Егорович Нестеров, учитель пения, участник ВОВ. Великолепно пел. Пожалуй, лучше артистов некоторых по телевидению. Своими песнями воспитал в нас любовь к Родине, природе. Вся школа шла к реке. И никому и в голову не приходило поступать безнравственно. Замечательное, счастливое время это было!!!»

И еще мы пели в хоре, в большом школьном хоре! Наверное, поэтому наше поколение любит петь.

В девятом классе (1967-1968 учебный год) часто ходили в новую строящуюся школу убирать территорию от строительного мусора, мыть, чистить кабинеты, классы. Стимул был хороший – чем быстрее закончатся работы, тем быстрее перейдем в новую школу!

И вот награда – десятый класс мы заканчивали в новой двухэтажной большой светлой школе, со спортивным, актовым залами и теплыми оборудованными классами и кабинетами! Это был настоящий рай!

Посчастливилось учиться в советской школе!

Да! Наше поколение имело счастье учиться в советской школе по системе образования, основанной Михаил Ивановичем Обуховым, за партами основоположника отечественной науки о гигиене Федора Эрисман, которую усовершенствовал в конце XIX века ссыльный студент Петр Коротков, работавший учителем в уральском селе Бруснятском. Наша система образования была самой лучшей в мире! А парты были не только очень удобные для сохранения правильной осанки, но и выдерживали любые физические нагрузки учеников во время перемены!

Учителей советской школы отличала высокая степень самоотдачи в работе, преданность профессии, осознание важности своего труда, включённость в общественную деятельность. В учительском коллективе школы были самые дружеские отношения, устраивали общие вечера, которые всех сближали, роднили. Качество преподавания в школе ценилась превыше всего, каждый чувствовал ответственность за подготовку учеников по своему предмету. Учителя и ученики чувствовали поддержку друг друга в оформлении кабинетов, в художественной самодеятельности, в общественных делах. В работе на производстве в период сезонных работ. И вопроса о дисциплине практически не было.

Сильно было и трудовое воспитание. Школьники с начальных классов работали во время уборки урожая овощей и моркови. Это сплачивало, закаляло физически, помню домой приходили голодные и усталые, но довольные своим трудом наравне с взрослыми! И если разрешали взять пару морковок, несли домой, как вознаграждение!

Были и праздники, которые проходили в старой школе в одном из больших классов, в подготовке их принимали участие ответственные классы, украшали сообща, готовили программу, игры, развлечения. Они были веселыми, дружными, настоящими!

 

Страницы истории

Наша Шингак-Кульская школа развивалась по сценарию истории образования всей России.

С 1 января 1864 года в России было введено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Это были органы местного самоуправления. На них в каждом уезде и губернии и возлагались задачи удовлетворения местных потребностей в области народного образования, здравоохранения, агрономии, страхового и дорожного дела и т. п. Руководили этой работой в уездах выборные исполнительные органы — Уездные земские управы, в губерниях ведала Губернская управа. В 1874-1917годы трудно переоценить земские управы в создании и формировании начальной народной (земской) школы, внешкольного образования взрослого населения. В Уфимской губернии земские учреждения создавались лишь с 1 января 1875 года. В 1910 году при Губернской земской управе был учрежден специальный отдел народного образования. В деятельности которого важную роль сыграл Обухов Михаил Иванович, автор «Букваря для взрослых по новой орфографии»(1919 г.), переизданный в 1921, 1922 годах большими тиражами и долгое время оставался основным учебником на русском языке для школ первой степени в Башкирии.

На 1 января 1915 года число учащихся в земских начальных школах в Уфимской губернии составило 101537 человек, из них русских — 68,5%, башкир и татар — 14,5%, а прочих национальностей — 17%. На содержание школ для русского населения губерния расходовала из бюджета земства 2087640 руб. (или 73,8%), для башкир и татар — 439680 руб. (или 14,8%), для прочих национальностей 11,4%. Меньшее финансирование национального образования объясняется тем, что обучение татар и башкир велось в медресе при мечетях.

Предположительно в Шингак-Куле, основанном в 1884 году на территории Уфимского уезда в связи со строительством Самаро-Златоустовской (позже Куйбышевской) железной дороги как поселка Станции Шингак-Куль, земская школа была открыта в 1911году. Вполне реально, потому что уже в 1896 году проживало 44 человека. По завершению строительства железной дороги численность стрелочников, мастеров, грузчиков, работников возросла, и население к 1920 году составила 588 человек в 98 дворах. При станции был буфет, а также выполнялись почтово - телеграфные операции, о чем есть запись в Адрес – календаре Уфимской губернии за 1910год в списках телеграфно – почтовых отделений и станций, выполняющих почтовые операции - значится ст. Шингак – Куль.

Существование земской школы в Шингак- Куле официально подтверждено по состоянию на 1января 1915года в Списках учебных заведений Уфимской губернии за 1915год. на стр. 56, под номером 258.(рис.9,10).

 

В начале 20 века Земские школы были одноклассные и двухклассные, продолжительность обучения выбиралось местным органом управления. Шингак-Кульская земская школа, была одноклассная, продолжительность курса четыре года, состав учащихся – русские, смешанная, то есть обучались и женская и мужская половина. Количество учителей – двое. Обучение велось согласно «Положения о начальных народных училищах» от 25 мая 1874года (ПОЛ 74) ( из Списка, страница 56).

С установлением Советской власти ликвидации безграмотности придавалось еще большее внимание. По декрету СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919года население Республики в возрасте 8—50 лет, не владевшие навыками чтения и письма, обязывалось учиться грамоте (на родном или русском языках), грамотные привлекались к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.

Доподлинно установить не удалось, в каком помещении располагалась Шингак - Кульская земская школа, но известно по воспоминаниям старожилов, что в 1929- 1930е годы здание церкви было разобрано и перенесено на другое место, уже как школа. Это же подтверждается в видеосюжете канала БСТ от 16.06.2013г. «Возрождение». Историк Башкортостанской метрополии Павел Егоров рассказывает о Никольской церкви - покровителю всех кто в дороге, построенной в полосе отчуждения железной дороги по разрешению императора в 1915году. Но церковь просуществовала недолго, в 1929 году была закрыта. А здание стало служить народному образованию.

В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 26.04.1936г. начальные, неполные средние и средние школы, обслуживающие детей железнодорожников, из системы Народных Комиссариатов Просвещения переданы в ведение школьных отделов Народного Комиссариата Путей Сообщения, Шингак-Кульская школа в том числе.

В архиве нашей школы сохранившиеся «книга записи выданных аттестатов», датированная 1939 годом, подтверждает принадлежность к железной дороге. На титульном листе записано «НКПС, центральный отдел школ», а школа носила название «№ 45 Куйбышевской железной дороги ст. Шингак-Куль». (рис.12)

В1946 г. НКПС СССР преобразован в Министерство путей сообщения СССР (МПС). Поменялась и нумерация школ с преобразованием ведомства. Шингак - Кульская школа получила № 19. И статус школы вырос, теперь это средняя школа - 10 классов (аттестат 1959года, рис. 13). Были периоды и «семилетки», «восьмилетки».

Об учителе замолвим слово.

Школа – это не только стены и парты, а главное – это учителя, преданные своему делу, большинство из которых посвятили обучению практически всю свою сознательную жизнь. Наиболее точное определение этой профессии было дано в словаре Ожегова: «Учитель – это лицо, которое чему-либо обучает». Но учитель учит не только читать, считать, выводить формулы, он учит главному – быть личностью!

В начале 40- годов – директор школы С.П Журбенко. заместителем по учебной работе был Л. И Иващук., учителя - Клавдия Петровна Меркулова, З. В Войтенкова., Александр Александрович Шмит, К.С Старцев. , Зоя Николаевна Ковригина, Анна Васильевна Василенко, Яркина Нина, Борис Федорович Климов. (Имена установлены на основании книги приказов по школе 1939-1942годы). Им пришлось работать в трудные военные годы, когда даже за опоздание отдавали под суд. В военные годы учителя и школьники жили одной дружной семьей. Помимо уроков занимались пчеловодством, садоводством, огородничеством, изготовлением валенок. Продукты и валенки отправлялись на фронт.

С 1950 года возглавляет школу, сначала первый год завучем, а затем бессменным директором до 1978 года, Михаил Авксентьевич Даниленко, участник ВОВ, награжден орденом Красной Звезды! При нем формировался сильный коллектив учителей, ведомый завучем Евдокией Фоминичной Стоцкой (на рис13 - 2-й ряд, третья справа). Они и заложили основные традиции, подняли планку авторитета школы до такой высоты, когда выпускников школы в высших учебных заведениях принимали с уважением («в Шингак –Кульской школе дают хорошие знания»).

С большим уважением и гордостью называю имена учителей:

-50-60 годов: Инесса Викторовна Толмачева (литература, на рис. 14 - 2-й ряд, вторая слева), Леонид Егорович Нестеров (начальные классы, пение, на рис. 14- 2-ой ряд, первый справа), Александра Кирилловна Куранова (историк, Орден Трудового Красного знамени. на рис.14 - 2-й ряд, вторая справа), Василий Романович Алферов (химия, биология, директор с 1978 по 1990годы), Галина Михайловна Петрова (математик), Нина Павловна Усачева (пионервожатая, начальные классы), Кузьма Ильич (физкультура)и Ольга Афанасьевна (начальные классы) Гуслитые, Людмила Кирилловна Иванова, Зинаида Ивановна Майорова, Вера Егоровна Нестерова (начальные классы).

-70-80гг: Юрий Семенович Прокофьев (немецкий язык, самобытный поэт со своими стихами о любви к малой Родине), Виталий Гаврилович Руднев (историк), Нина Петровна Башкатова, Урнак Гуссамович (математик, ветеран войны, орден Отечественной войны 11 степени) и Халида Ахметовна (химия, биология) Бикбулатовы, Анна Васильевна Гуляева (рус. яз., литература), Любовь Васильевна Власова (математик), Валентина Сергеевна Еранова (начальные классы), Станислав Николаевич Савченко (филолог, отличник народного просвещения), Винер Абдрахманович (география, Почетная Грамота Министерства просвещения РСФСР, СССР) и Фильзира Баймиевна (выпускница школы, рисование, черчение) Зиангировы, Николай Григорьевич Шапко (физкульт.), Галина Михайловна Чипурик (выпускница школы 1959года, немецкий язык), Флюра Миннуловна Хасанова, выпускница 1958г. с серебреной медалью (математик, заслуженный учитель школы БАССР, лауреат премии им. Н,К.Крупской, примечательно денежную премию передала в детский сад), Любовь Григорьевна Чумаченко (начальные классы, Отличник народного просвещения).

Многие выпускники школы, получив профессию учителя, возвращались в родной Альма Матер в роли наставника – Венера Закировна Курамшина, Валентина Алексеевна Майборода, Сания Нигматулловна Ишмаева (Набиуллина), Любовь Николаевна Белякова, Нина Александровна Вдовина, Ильмира Рамитовна Садыкова и другие. В настоящее время пятьдесят процентов работающих учителей – выходцы из этой же школы!

А вот учительница начальных классов Нина Михайловна Конеева (70 годы) мечтала стать юристом, получила заочно соответствующее образование и стала прекрасным специалистом. Долгие годы проработала в Верховном суде республики Башкортостан, входила в состав Президиума Верховного суда. И сейчас еще продолжает судебную практику.

Сегодняшний коллектив насчитывает 35 человек, который продолжает традиции, сложившиеся на протяжении более чем за сто лет существования учебного заведения!

С 2006 года руководит школой директор Иршат Минисламович Ишбулатов, отличник образования РБ, выпускник этой же школы 1977года.

Разиля Мунировна Галеева представляет поколение учителей 90-2000годов. Выпускница этой же школы 1976года, историк по образованию, заместитель директора по воспитательной работе с1985по 2008год, награждена Почетной Грамотой Министерства образования РФ. Стаж работы 40 лет. Сегодня наряду с преподавательской деятельностью занимается созданием и развитием школьного музея!

Учителя первой и высшей квалификационной категории, с педагогическим стажем около 30 и более лет своим долголетним трудом доказали преданность делу обучения и воспитания детей! Это - Фания Анваровна Асадуллина, Гайша Хамитовна Юсупова, Зульфия Тагировна Верещак, Людмила Григорьевна Строчко, Рамзия Рифгатовна Рахмангулова, Светлана Павловна Кириллова, Ильзира Рамитовна Набиуллина, Зиля Хайбрахмановна Мухаметзянова, Гульчачак Науфаловна Хакимова, Ирина Мусагитовна Салямова и другие!

Педагоги среднего поколения Егорова Ирина Николаевна (зам. по учебной работе), Ибраева Лилия Фаиловна, Байбулатова Гузель Ришатовна, Петрусева Юлия Михайловна(хобби выращивает садовую землянику). Шаймуратова Татьяна Владимировна, Нигманова Дилия Ринатовна, Манзурова Юлия Маркеловна, Альбина Дамировна Чмель и другие также с высоким уровнем профессионализма, соответствующим первой и высшей квалификационной категории.

Молодое поколение по примеру своих старших коллег выполняют требования по повышению своей квалификации и добиваются высоких квалификационных категорий - Винария Халитовна Галимханова (Зам. директора по воспитательной работе), Ляйсан Закировна Файзуллина (Зам. директора по родным языкам). Лилия Рафисовна Емец, Гузель Фидаилевна Зайнутдинова, Альбина Салаватовна Зиннатуллина, Зульфия Радиковна Хусаинова и др.

Ученики приносят славу школе!

Главная фигура в школе ученик, ему должно быть комфортно в родной школе. Тогда и результат будет хороший!

Ежегодно ученики принимают участие в различных конкурсах районного, республиканского и всероссийского уровня, являются дипломантами, призерами. Например, в 1970 -1971 годах производственная трудовая бригада « Культстан» во Всероссийском смотре ученических производственных бригад заняла 1 место и награждена Почётной грамотой министерства сельского хозяйства РСФС Р.

В 1982 году в республиканском конкурсе агитбригад команда «Огонек» Шингак - Кульской школы, руководимая Разилей Мунировной Галеевой, была первой, победители были награждены путевками в международные пионерские лагеря «Артек» и «Орленок».

С годами приоритеты меняются и совершенно другие конкурсы. В 2012 году активист музея Ильмир Гаймалов стал победителем республиканского конкурса создателей сайтов. Его сайт «Салют, пионерия!» рассказывает об истории пионерской дружины школы имени Героя Советского Союза Зои Анатольевны Космодемьянской.

В 2016 году ученик 11 класса Андрей Кукаркин занял первое место в Республиканском конкурсе по башкирскому языку. Шел упорно к этой победе в течение четырех лет.

Доказательством качественных знаний в стенах Шингак-Кульской школы является рост числа выпускников с золотыми и серебряными медалями: за 1958-1976 годы 16, за1978- 2003 -5, за 2009-2013- 10,за 2014-2016 -2 медалистов.

На вечерах встреч выпускники делятся со своими достижениями, успехами в самых разных областях большой страны. Так А.З. Шайхутдинов выпускник 1976 года является заместителем начальника Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО «Газпром». С.М. Усачев – полковник, главный эксперт аппарата заместителя министра обороны РФ.

Среди выпускников есть и ученые. Доктор сельскохозяйственных наук, профессор С.Н.Надеждин; кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики БГУ М.Г.Рассоха; кандидат биологических наук Л.З. Шайхутдинова; кандидат юридических наук, заслуженный юрист РБ, почётный адвокат России – Н.Г. Махмутов.

 

Связующая нить…

Прошлое, настоящее и будущее взаимосвязаны между собой! И одной из связующих нитей является школа. Подрастает одно поколение, уходит во взрослую жизнь, ее заменяет другое, вслед им рождается молодая поросль! И так из века в век.

Школа дает знания, навыки, формирует мировоззрение, умение уважать, сопереживать, сочувствовать! В школьные годы появляются друзья, детская и юношеская любовь! Порой возникают проблемы, ошибки, не всегда и не сразу удается правильно их преодолевать. Уроки прошлого помогают преодолевать трудности в настоящей жизни, лучше планировать будущее, любить и оберегать родных, близких.

Пусть этот экскурс в историю одной из наших школ станет поводом для светлых воспоминаний старшего поколения, а сегодняшним школьникам поможет стать добрее! Для всех нас живущих на одной планете главная школа – сама жизнь! Так будем жить в настоящем, опираясь на достижения прошлого, мечтая о светлом будущем!

Лилия Михайлова

 

О себе сообщаю следующее: Михайлова Лилия Закировна, уроженка ст. Шингак – Куль. преподаватель(1973-2010гг.), завуч(1987-2001, 2008 -2010) Юматовского техникума. Адрес с. Юматовский с/х техникум, ул. Садовая 47. Тел.8-917-479-73-25. Общественный корреспондент.