Чёткая речь придаёт ребёнку уверенности в себе

 

Эльвира ШАМСУТДИНОВА, учитель-логопед СОШ №1

Ребенку, чтобы чувствовать себя уверенно при общении со сверстниками и взрослыми, безусловно, нужно уметь четко проговаривать свои мысли.

Под понятием «дикция» подразумевают отчетливое произнесение звуков и слов с правильной артикуляцией. У детей с диагнозом стертая дизартрия (дизартрия – нарушение произношения) отмечается смазанность, размытость, нечеткость артикуляции. Родители должны понимать: дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической, медицинской, психолого-педагогической помощи.

У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате. Например, во время речи губы у ребенка остаются вялыми, не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют сложить губы «в трубочку», они не могут надолго надуть щеки или пощелкать языком и т. д. То есть при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит к искажению звуков, их смешению и ухудшению речи.

У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушением восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте ди-зартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Выявление дизартрии требует неврологического обследования, по результатам которого назначаются лечение и логопедическая коррекция.

Коррекция недостатков дикции у детей со стертой дизартрией включает в себя снятие мышечных зажимов в органах артикуляции, артикуляционные упражнения, дыхательную гимнастику, голосовые упражнения и распевки, тренинг гласных и согласных звуков, слогов, слов, чистоговорок и скороговорок. Для детей с повышенным мышечным тонусом в артикуляционной мускулатуре предлагаются упражнения на расслабление напряженных мышц языка, губ.