«Холодный асфальт» и радужные перспективы

Марина Светлова

Дороги у нас не ругает только ленивый. Но в перспективе качество полотна должно улучшиться. Не так давно были внедрены республиканские ГОСТы, которые намного жестче российских. Согласно новым стандартам будут использоваться более качественные битумы и материалы, чем те, которые применяются сейчас. К тому же увеличены объемы финансирования. Еще одно важное изменение – контроль качества работы.

Об этих нововведениях рассказал Глава республики Рустэм Хамитов, который посетил I специализированную выставку «Транспортные системы. Спецтехника и оборудование», проходившую в рамках Транспортного форума.

В экспозиции было представлено много интересных проектов. К примеру, региональный оператор ГЛОНАСС продемонстрировал инновационные системы мониторинга дорожного движения, пассажирских и грузоперевозок. В настоящее время для этих целей планируется использовать беспилотные летательные аппараты российского производства. Инновационные материалы и разработки в области дорожного строительства продемонстрировали многие компании. Руководитель региона дал поручение Госкомитету РБ по транспорту и дорожному хозяйству активнее сотрудничать с производителями перспективных материалов.

В числе «умных» инноваций – «холодный асфальт», который выпускает Уфимский опытный завод «Ремстройдормаш». Специальная смесь из дробленого минерального заполнителя и органического вяжущего, модифицированного полимера предназначена для ремонта дорог при температуре до -20°C.

У нас протяженность всех дорог – 56 тысяч километров, из них республиканских – 47 тысяч километров. И только 18,5 тысячи километров дорог покрыто асфальтобетоном. То есть мы имеем более или менее надежные дороги пока на уровне

40 процентов. Остальные дороги – гравийные и даже грунтовые, – напомнил Рустэм Закиевич.

По его словам, долгие годы дорожное хозяйство было местом извлечения ренты, причем, не всегда законной, а иногда даже преступной. Еще каких-нибудь пять лет назад на строительстве дорог в основном трудились «шабашники» – без технологий, без разрешений, без контроля качества работы.

– Мы знаем, что две-три компании поделили рынок республики, независимо от качества работ выигрывали тендеры. Их руководство благополучно проживает в далеких странах на берегах теплых морей. Им наши «болячки» – до лампочки! Извиняюсь за этот сленг, но у меня как у жителя республики наболело на душе, – отметил Рустэм Закиевич. – Наша республика отличается тем, что стоимость строительства автомобильных дорог является одной из самых низких в Российской Федерации. Мы уже почти пять лет не повышаем коэффициенты, которые учитываются при расчете стоимости 1 км дорог. Нас за это критикуют. Ряд подрядчиков не хочет работать на таких условиях. Им, видите ли, 10–15 процентов прибыли мало, 50% подавай. А такие условия для нас неприемлемы.