Погода в Чишмах:
-2, -4 ° C 1 - 3 м\с C
Подписаться на газету "Родник плюс"-"Чишмэ" можно с любого дня. Вызвать курьера для оформления подписки можно на дом или на работу. Тел. 8 (34797) 2-33-63       *       
 
Что делать, если разбил товар в магазине?

«Что делать, если случайно разбил товар в магазине? Кто в таком случае несет ответственность за испорченный товар?»

Р. Ганеев, р. п. Чишмы

Отвечает специалист-эксперт Чишминского территориального отдела Управления Роспотребнадзора РБ Оксана Крымгужина:

– Если покупатель случайно, без умысла, повредил принадлежащий магазину товар, например, задел банку томатного соуса, стоящую на полке, и она разбилась до момента его оплаты, то сотрудники магазина не вправе требовать у покупателя оплаты ненамеренно испорченного товара. Порча принадлежащего магазину товара на его территории до момента оплаты является риском случайной гибели имущества или случайного его повреждения. Риск случайной гибели имущества или случайного его повреждения, согласно ст. 211 Гражданского кодекса РФ, несет магазин, если иное не предусмотрено договором. А «риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда… продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю» (ст. 459 ГК РФ).  То есть, в общем и целом, пока покупатель не оплатил товар, и ему не выдали чек, ответственность за товар несет магазин.

Однако не все так просто. Многое зависит от того, что подразумевается под «случайным повреждением товара», и действительно ли он разбился случайно – или же в этом была вина потребителя.

Дело в том, что в гражданском праве действует своеобразная презумпция виновности – покупатель освобождается от возмещения вреда только в том случае, если докажет, что товар разбился не по его вине.

Таким образом, если вы виноваты, магазин действительно имеет право требовать оплатить разбитый товар, однако если вашей вины в произошедшем нет, платить вы не должны.

Ответственность лежит на покупателе, если:

товар испорчен умышленно, то есть, например, если покупатель швырнул бутылку с кетчупом в стену;

товар испорчен по неосторожности, то есть рассматривая товар, покупатель уронил его (неосторожность – это форма вины в гражданском праве).

Ответственность лежит на магазине, если:

покупатель поскользнулся на мокром полу, зацепил корзинкой стеллаж или задел тележкой стоящие в проходе коробки с товаром; в этом случае платить за испорченный товар он не должен, вины в его действиях нет, а риски повреждения товара несет магазин, ведь именно его сотрудники неудобно расставили товар на полках и не поставили предупреждающий знак о том, что в проходе между стеллажами недавно помыли пол;

мало того, если на пол случайно упали пищевые продукты, то их отпуск запрещается. Это будет являться санитарным браком, он подлежит утилизации.

Существуют нормы, касающиеся расстояния между стеллажами в магазинах. Так, согласно ГОСТ 51773-2001, оно должно составлять не менее 1,4 метра. Если оно меньше или проход загроможден коробками – это нарушение, за которое магазину даже грозит штраф.