Читайте отзывы, или как не быть обманутым при покупке в Интернете

 

Наталия Петрова

Всемирный день защиты прав потребителей, который выпадает на 15 марта, каждый год проходит под определенным девизом. Его тематику по сложившейся традиции определяет Международная Федерация потребительских организаций. Девиз 2018-го – «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными» («Making digital marketplaces fairer»).

– Современный человек уже не видит себя вне информационной эры. У нас сильная потребность в доступе к разным информационным ресурсам через компьютер, ноутбук, планшет, смартфон. В том числе это, конечно же, касается торговли, оплаты услуг ЖКХ, связи, страхования, – поясняет специалист-эксперт Чишминского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан Оксана Крымгужина. – Все эти дистанционные услуги очень удобны – от пользователя требуется минимум времени и ресурсов.

Однако, предостерегает специалист, потребителю в любом случае необходимо соблюдать бдительность, дабы защитить свои права и законные интересы. Случаев мошенничества при продаже в Интернете сегодня очень много. Стоит ввести в поисковой строке «покупки: ожидание и реальность», и всемирная паутина выдаст миллионы картинок от разочарованных потребителей: занавеска вместо свадебного платья, кукольный столик вместо кухонного стола, подставка под телевизор вместо самого ТВ.

– Вообще забыла, когда в последний раз платила коммуналку в кассе, – говорит чишминка Резида Абрамова. – Отдам двадцать рублей комиссии в онлайн-банке, зато нервов сэкономлю на тысячу. Да и одежду, и какие-то бытовые мелочи часто заказываю по Интернету. Хотя, признаюсь, и разочаровывалась. Как-то заказывала на известном китайском сайте чехол для телефона, пришел в течение всего 20-ти дней, но на другую модель. В прошлом году покупала там же кожаный кошелек. Пришел быстро, претензий к качеству не возникло, но кожей даже и не пахнет. Не зря говорят, что скупой платит дважды – за 450 кожаный кошелек нельзя купить.

 

  • 19 марта и 23 марта 2018 г. с 9.00 до 13.00 в рамках «горячей линии» по вопросам интернет-торговли можно будет получить консультацию специалистов. Тел.: 8 (34797) 2-05-42, 2-06-15 (Чишминский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РБ) и 8 (34797) 2-12-62 (консультационный пункт филиала «Центра гигиены и эпидемиологии в РБ»).Разочарование может ждать не только посетителей китайских сайтов.

 

– Недавно к нам за помощью обратился обманутый чишминец, – рассказывает юрис-консульт консультационного пункта Чишминского филиала «Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» Ямиля Хайруллина. – Мужчина заказал на одном из российских сайтов видеорегистратор, заплатил за него более трех тысяч рублей. Когда покупатель распаковал заказ, обнаружил дешевый китайский аналог. Мы помогли ему составить претензию к продавцу о возврате средств. Ждем результатов. Добавлю: по закону при отказе покупателя от товара или услуги продавец должен возвратить сумму, уплаченную в соответствии с договором. При этом отказ от товара или услуги даже надлежащего качества возможен в любое время до ее передачи; а отказ после подписания акта приемки-передачи возможен в течение семи дней. Если информация о порядке и сроках возврата надлежащего товара или предоставления услуг надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент оказания услуги, заказчик вправе отказаться от нее в течение трех месяцев с момента подписания акта.

Ну а чтобы свести вероятность быть обманутым к минимуму, специалисты и заядлые интернет-шопоголики, прежде чем оформить заказ, советуют: во-первых, проверить, имеются ли на сайте сведения о продавце (его юридический адрес, способ обратной связи и т. д.), а во вторых, почитать отзывы покупателей. Заметим, что сплошь положительные и хвалебные комментарии должны вызывать подозрение. Помните известное выражение Ивана Бунина: «Я не червонец, чтобы всем нравиться»? Вот и с товаром так же. И мнение реальных потребителей может оказаться полезным, особенно тогда, когда ты покупаешь то, что нельзя потрогать и увидеть вживую до оплаты.

Кстати

  • Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
  • При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему уплаченную сумму за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара не позднее, чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.
  • Случалось ли вам сталкиваться с мошенниками в сети или разочаровываться в покупке? Поделитесь своей историей, и она будет опубликована в районке.